г. Хасавюрт Пояснительная записка к учебному плану МКОУ «СОШ №3 им. С.А. Джанхуватова» на 2021-2022 учебный год. 1. Общие положения Цели и задачи образовательной организации Основными целями Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 им. С.А. Джанхуватова» г. Хасавюрта (далее по тексту – Образовательная организация) являются: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формирование здорового образа жизни. Образовательная организация осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. Образовательная организация несет, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, ответственность за качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам; за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья. Ожидаемые результаты • начальное общее образование (1-4 классы) – достижение уровня элементарной грамотности, овладение универсальными учебными умениями и формирование личностных качеств, обучающихся в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта; • основное общее образование (5-9 классы) - достижение уровня функциональной грамотности, овладение универсальными учебными действиями и формирование личностных качеств, обучающихся в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта, и готовность к обучению по программам среднего общего образования, осознанному профессиональному выбору; • среднее общее образование (10-11 классы) - достижение уровня общекультурной, методологической компетентности и профессионального самоопределения, соответствующего образовательному стандарту средней школы. 1 Реализуемые основные общеобразовательные программы Специфика учебного плана определяется целями и задачами реализуемых в образовательном учреждении образовательных программ. МКОУ «СОШ №3 им. С.А. Джанхуватова» реализует следующие общеобразовательные программы: • Основные общеобразовательные программы: • начального общего образования (1-4 классы); • основного общего образования (5-9 классы); • среднего общего образования (10-11классы). Нормативная база для разработки учебного плана Учебный план Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 им. С.А. Джанхуватова» на 2021-2022 учебный год сформирован в соответствии с нормативными документами, с учетом образовательной программы, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами. При составлении учебного плана общеобразовательное учреждение руководствовалось следующими нормативными документами: Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 01.05.2019 года); Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2019 года №2014 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, (далее - ФГОС основного общего образования (для 5-9 классов)); Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 (в ред. от 01 марта 2019 года); письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования»; Постановление Главного санитарного врача РФ №16 от 30.06.2020 г. «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 -20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции»; Постановление Главного санитарного врача РФ №10 от 24.03.2021 г. «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4 3598 2 20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 №16; Уставом МКОУ «СОШ №3 им. С.А. Джанхуватова». Учебный план составлен с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 с изменениями. Учебный план школы является нормативно-правовым актом, устанавливающим перечень предметов и объём учебного времени отводимого на выполнение федерального компонента государственного стандарта общего образования и компонента образовательного учреждения на всех ступенях общего образования (начального общего, основного общего и среднего общего образования) по классам. При реализации учебного плана школы используются учебники в соответствии с перечнем, утвержденным приказом № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями, приказ министерства просвещения Российской Федерации от 8 мая 2019 №233 «О внесении изменений в ФПУ», приказ министерства просвещения Российской Федерации № 65 от 12.12.19 «О внесении изменений в ФПУ»). Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям учебного плана. Учебная неделя в соответствии с Уставом школы продолжается 5 дней для учащихся 1-х классов, 6 дней для учащихся 2-4 классов и 5-11 классов. Недельная нагрузка учащихся не превышает предельно допустимой, определенной нормами СанПиНа. Режим функционирования образовательной организации Учебный план образовательной организации на 2021-2022 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10), и предусматривает: • 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для V-IX классов; • 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования для X-XI классов. 3 Устанавливается следующая продолжительность учебного года: • I класс – 33 учебных недель; • II – IV классы – 35 учебных недель; • V- VIII, X. классы – 35 учебных недель; • IX, XI классы – 34 учебных недель. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Учебный год в образовательной организации начинается 01.09.2021 года. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели. Классы Максимальная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе Максимальная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе I II III IV V VI VII VIII IX X XI 26 26 26 32 33 35 36 37 37 21 36 Максимальная учебная нагрузка обучающихся соответствует нормативным требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и составляет: Продолжительность учебной недели: 5-дневная для I классов; 6-дневная для II - XI классов. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет: • для обучающихся I классов не более 4 уроков; • для обучающихся II-IV классов не более 5 уроков; • для обучающихся V-IХ классов не более 6 уроков; • для обучающихся Х-XI классов не более 7 уроков. Начало занятий в 08 часов 00 минут. Обучение осуществляется в две смены. Продолжительность урока: I классе предусмотрено использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый); II-XI классах составляет 45 минут. Продолжительность перемен между уроками составляет от 5 до 10 минут. 4 Расписание звонков: 1 смена 1 урок: 800 – 845 2 урок: 850 – 935 3 урок: 940 – 1025 4 урок: 1035 – 1120 5 урок: 1125 – 1210 6 урок: 1215 – 1300 2 смена 1 урок: 1305 – 1350 2 урок: 1355 – 1440 3 урок: 1445 – 1530 4 урок: 1535 – 1620 5 урок: 1625 – 1710 6 урок: 1715 – 1800 Учебный план предназначен для образовательных учреждений со смешанным национальным составом учащихся. Для изучения предмета «Родной язык» во V-IX классах создаются учебные группы на национальных языках, в том числе и на русском как родном, в каждой из которых должно быть не менее 5 учащихся одной национальности. Учебные группы создаваться из параллельных классов, при этом родной язык во всех классах стоит в расписании одновременно (параллельно) одним уроком. Учебная нагрузка педагогических работников Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601. При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательной организации. 2. Начальное общее образование (1-4 классы) Учебный план 1-4 классов формирован в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями), и примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол №3/15 от 28.10.2015. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9.03.2004 № 1312 (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы. Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех 5 имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Решением Педагогического совета МКОУ «СОШ №3 им. С.А. Джанхуватова» №1 от 30.08.2021г. часы, формируемые участниками образовательных отношений учебного плана в 1-4-х классах, передаются на Класс 1 2 3 4 Предмет Русский язык Литературное чтение Математика Русский язык Литературное чтение Родной язык Математика Русский язык Литературное чтение Родной язык Математика Русский язык Литературное чтение Математика Итого: изучение следующих дисциплин: Количество часов 1 1 1 2 1 1 1 2 2 1 1 2 2 1 19 Организация образовательной деятельности МКОУ «СОШ №3 им. С.А. Джанхуватова» по основной образовательной программе начального общего образования основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение 6 отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы начального общего образования. Углубленное изучение отдельных учебных предметов организуется в условиях пятидневной учебной недели В 1 классе используется учебный час, отведенный на изучение учебного предмета "Технология (труд)", для преподавания учебного предмета "Родной язык", с последующим (во II-IV классах) возвращением занятого учебного часа из компонента образовательного учреждения. Это продиктовано необходимостью более качественной подготовки к ВПР и промежуточным аттестациям по этим предметам. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - предусмотрено использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый); обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий, учебные занятия в 1 классах проводятся по 5- дневной учебной неделе в первую смену. Продолжительность учебного года в 1 классе — 33 учебные недели (дополнительные каникулы в феврале), для 2-3 классов – 34 учебные недели. Продолжительность учебного года в 1 классе — 33 учебные недели (дополнительные каникулы в феврале), для 2-3 классов – 34 учебные недели. В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ). Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся. На основании произведенного выбора формируются учебные группы вне зависимости от количества обучающихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп из обучающихся нескольких классов или формирование учебных групп из обучающихся нескольких образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. 7 Учебный план начального общего образования (1-4 классы) Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю I II III IV Всего Русский язык 3 4 4 4 15 Литературное чтение 3 3 2 2 10 Родной (аварский, кумыкский, русский) язык Литературное чтение на родном (аварском, кумыкском, русском) языке Иностранный язык Английский язык 1 1 1 1 4 - 1 1 1 3 - 2 2 2 6 Математика и информатика Обществознание и естествознание Основы религиозных культур и светской этики Искусство Математика 3 3 3 3 12 Окружающий мир 2 2 2 2 8 Основы религиозных культур и светской этики - - - 1 1 Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура 1 1 1 1 1 1 1 1 4 4 1 3 1 3 1 3 1 3 4 12 14 20 20 19 83 Классы Русский язык и литература Родной язык и литературное чтение на родном языке Технология Физическая культура Итого: 8 Формы промежуточной аттестации Письменная проверка Письменная проверка Письменная проверка Комбинированная проверка Письменная проверка Письменная проверка Сдача нормативов Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык и Русский язык 1 1 1 1 4 Письменная литература проверка Литературное чтение 1 1 2 2 6 Письменная проверка Родной язык и Родной (аварский, 1 1 2 Письменная литературное кумыкский, русский) проверка чтение на родном язык языке Математика и Математика 1 1 1 1 4 Письменная информатика проверка Всего: 3 4 5 4 16 Максимально допустимая нагрузка 21 26 26 26 99 3. Основное общее образование (5-9 классы) Учебный план 5-9 классов формирован в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями), и примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол № 1/20 от 04.02.2020 Учебный план основного общего образования в МКОУ «СОШ №3 им. С.А. Джанхуватова» обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС основного общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Учебный план МКОУ «СОШ №3 им. С.А. Джанхуватова» предусматривает возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Изучение учебного предмета «История» в V-IX классах осуществляется по линейной модели исторического образования (изучение истории в IX классе завершается 1914 годом). 9 Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам основного общего образования основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы основного общего образования. Углубленное изучение отдельных учебных предметов организовано в V-VII классах в условиях шестидневной учебной недели. Для реализации образовательной программы, обеспечивающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей, в V-IX классах используются часы части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. На изучение учебного предмета «Иностранный язык» предусмотрено на базовом уровне 3 часа в неделю. При изучении учебного предмета «Иностранный язык» на углубленном уровне количество учебных часов увеличивается на 1-4 часа в неделю. Изучение учебного предмета «Технология» в V-VIII классах построено по модульному принципу с учетом возможностей образовательной организации. В рамках обязательной технологической подготовки обучающихся VIII класса для обучения графической грамоте и элементам графической культуры в рамках учебного предмета «Технология» включено изучение раздела «Черчение и графика» (в том числе с использованием ИКТ). Обязательный учебный предмет «История» изучается как интегрированный и включает разделы «История России», «Всеобщая история» и «История Дагестана» в 8 и 9 классах на базовом уровне (в сумме - 2 часа в неделю). Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - предметная область ОДНКНР) обязательна для изучения в соответствии с ФГОС основного общего образования и предусматривает знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Учебный предмет «ОДНКНР» изучается интегрированным курсом с предметом «Культура и традиции народов Дагестана», в учебном плане на его изучение предусмотрен 1 час в неделю (34 часа в год) в V классе за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г. № 345 определены учебники, которые используются при изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры России». Учебный предмет «Обществознание» изучается с VI по IX классы. Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право». Учебный предмет «География» объединяет преподавание физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет. Учебный предмет «География» в 9 классе изучается интегрированным курсом с «Географией Дагестана» в объеме 18 часов (в 9 классе). 10 Учебный предмет «История» объединяет преподавание «Истории России» и «Всеобщей истории». Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу. Учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ), направленный на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучается в качестве самостоятельного учебного предмета федерального компонента по 1 часу в неделю в 7 - 9 классах. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в качестве самостоятельного учебного предмета федерального компонента по 1 часу в неделю в 8-9 классах. В рамках изучения учебного предмета «Искусство (Музыка и ИЗО)» включены отдельные учебные предметы «Изобразительное искусство» по 1 часу в 5-7 классах и «Музыка» по 1 часу в 5 – 8 классах. Для изучения предмета «Родной язык» во V -IX классах создаются учебные группы на национальных языках, в том числе и на русском как родном, в каждой из которых должно быть не менее 5 учащихся одной национальности. Учебные группы создаваться из параллельных классов, при этом родной язык во всех классах стоит в расписании одновременно (параллельно) одним уроком. Решением педагогического совета МКОУ «СОШ №3 им. С.А. Джанхуватова» №1 от 28.08.2020г., по 1 часу предмета «Родной язык» в 7-9-х классах в предметной области «Родной язык и родная литература», переданы на изучение предмета «Русский язык» в 7-9-х классах в предметной области «Русский язык и литература», в связи с тем, что данная дисциплина является востребованной при сдаче ОГЭ учащихся 9-х классов (100%). Решением Педагогического совета МКОУ «СОШ №3 им. С.А. Джанхувато ва» №1 от 30.08.2021г., часы, формируемые участниками образовательных отношений учебного плана в 5-9 классах, передаются на изучение следующих дисциплин: Класс 5 6 7 8 Предмет Русский язык Литература Родной язык Английский язык Математика Технология Русский язык Литература Родной язык Английский язык Математика Технология Русский язык Литература Английский язык Алгебра Физика Биология Технология Русский язык Количество часов 11 3 2 1 1 2 1 4 2 1 1 2 1 3 2 1 1 1 1 1 2 В 5 - 9 классах система аттестации достижений учащихся – промежуточная, по четвертям в форме выведения на основе текущих отметок, отметок за четверть, годовых и итоговых. Освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников 9-х классов. Государственная итоговая аттестация выпускников МКОУ «СОШ №3 им. С.А. Джанхуватова» г. Хасавюрт осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189, № 151. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом, Уставом школы, Положением системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО. 12 Учебный план основного общего образования (5-9 классы) Предметные области Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика Общественнонаучные предметы Естественнонаучные предметы Основы духовнонравственной культуры народов России Искусство Технология Учебные Количество часов в неделю предметы Классы V VI VII VIII IX Всего Обязательная часть Русский язык 2 2 2 2 2 10 Литература 1 1 1 1 1 5 Родной (аварский, кумыкский, русский) язык 1 1 1 1 1 5 Родная (аварская, кумыкская, русская) литература 1 1 1 1 1 5 Английский язык 2 2 2 2 2 10 Математика 4 4 8 Алгебра 2 2 2 6 Геометрия 2 2 2 6 Информатика 1 1 1 3 История России. Всеобщая история 2 2 2 2 2 10 Обществознание 1 1 1 1 4 География 1 1 2 1 1 6 Физика 1 2 2 5 Химия 2 2 4 Биология 1 1 1 2 2 7 Основы духовно1 1 нравственной культуры народов России Музыка 1 1 1 1 4 Изобразительное 1 1 1 3 искусство Технология 1 1 1 1 1 5 13 Формы промежуточно й аттестации Письменная проверка Комбинирован ная проверка Письменная проверка Письменная проверка Письменная проверка Физическая культура Физическая культура 3 3 3 3 3 и Основы Основы безопасности безопасности жизнедеятельности жизнедеятельности 1 1 Итого 22 22 25 28 27 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык и Русский язык 3 4 3 2 2 литература Литература 2 2 2 2 2 Родной язык и Родной (аварский, родная литература кумыкский, русский) язык 1 1 Иностранные языки Английский язык 1 1 1 1 1 Математика и Математика 2 2 информатика Алгебра 1 1 1 ОбщественноОбществознание 1 научные предметы География 1 1 ЕстественноФизика 1 1 научные предметы Биология 1 Технология Технология 1 1 1 1 Всего: 10 11 10 8 9 Максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПин) 32 33 35 36 36 15 Сдача нормативов 2 124 14 10 2 5 4 3 1 2 2 1 4 48 172 3.1. Текущая и промежуточная аттестация обучающихся 5-9-х классов Текущий контроль осуществляется в 5–9-х классах по всем предметам учебного плана предусматривает пятибалльное оценивание уровня знаний по предмету. Текущие оценки ежедневно заносятся в журнал. Виды и формы текущего контроля: 1. Устные: – устный ответ на поставленный вопрос; – развернутый ответ по заданной теме; – устное сообщение по избранной теме; – декламация стихов и т. п. 2. Письменные: – письменное выполнение тренировочных упражнений, лабораторных, практических работ; – написание диктанта, изложения, сочинения; – выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, тестов. 3. Выполнение заданий с использованием информационнокоммуникационных технологий: – компьютерное тестирование; – онлайн-тестирование с использованием Интернет-ресурсов или электронных учебников; – выполнение интерактивных заданий. Периодичность текущего контроля определяется учителем в соответствии с образовательной программой предметов, курсов, графиком контрольных и лабораторных работ. Отметка за устный ответ выставляется в ходе урока и заносится в журнал и дневник обучающегося. Отметка за письменную работу 14 заносится учителем в журнал в соответствии с нормативами проверки письменных и контрольных работ. Не допускается выставление неудовлетворительных отметок обучающимся сразу после пропуска занятий по уважительной причине. Обучающимся 5–9-х классов оценки выставляются по итогам каждой четверти. Годовая (итоговая) оценка в 5–8-х классах выставляется с учетом четвертных оценок, в 9-х классах с учетом результатов ГИА. Промежуточная аттестация осуществляется в конце каждой четверти. Промежуточная аттестация в переводных классах может проводиться в следующих формах: – итоговая контрольная работа; – переводные письменные и устные экзамены, тестирование, защита проекта. Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся вправе пройти повторную промежуточную аттестацию не более двух раз в течение года. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз в школе приказом директора создается комиссия. Обучающиеся на уровнях основного общего образования, успешно освоившие программу учебного года и имеющие положительные оценки по всем предметам соответствующего учебного плана, переводятся в следующий класс. 4. Среднее общее образование (10-11 классы) Учебный план для 10-11х классов МКОУ «СОШ №3 им. С.А. Джанхуватова» г. Хасавюрт на 2021-2022 учебный год составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 (с изменениями и дополнениями), (далее ФГОС среднего общего образования (для 10-11 классов), нормативными документами, регламентирующими учебный процесс и примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 28.06.2016 №2/16-з (с изменениями). В соответствии с ФГОС СОО учебный план среднего общего образования определяет количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю). Расчет часов в учебном плане ведется исходя из количества учебных недель: в 10-х классах – 34 учебные недели; в 11 –х классах – 33 учебные недели. В школе реализуются универсальный профиль обучения. Среднее общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эффективное достижение этих целей возможно при введении профессионального обучения, которое является системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Учебный план для X-XI классов МКОУ «СОШ №3 им. С.А. 15 Джанхуватова» сформирован на основе ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 17.05.2012 № 413), который устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным компонентом и компонентом образовательной организации. Федеральный компонент учебного плана определяет количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Перечень учебных предметов и минимальное количество учебных часов, отведенное на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, являются обязательными. Обязательными учебными предметами на базовом уровне являются «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Астрономия», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)» и «Естествознание». Обязательный учебный предмет «Математика» изучается как интегрированный и включает разделы «Алгебра и начала математического анализа» (4 часа) и «Геометрия» (2 часа) на базовом уровне Обязательный учебный предмет «История» изучается как интегрированный и включает разделы «История России» и «Всеобщая история» на базовом уровне (в сумме - 2 часа в неделю). Интегрированный учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)» на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право», которые изучаются в составе данного учебного предмета. Изучение естественнонаучных предметов в X-XI классах обеспечено отдельными учебными предметами «Физика», «Химия», «Биология»: на базовом уровне. Учебные предметы «Биология» и «Химия» изучаются по 3 часа в неделю, два из которых за счет компонента образовательной организации. В соответствии с приказом №506 от 07.06.2017г. учебный предмет «Астрономия» вводится в X-XI классах как отдельный учебный предмет направленный на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах природы небесных тел и Вселенной в целом. Учебный предмет «Астрономия» представлен только на базовом уровне и является обязательным для изучения. Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в X-XI классах является обязательным. Обязательный учебный предмет «Физическая культура» изучается в объеме 3 часа в неделю на базовом уровне. При проведении учебных занятий по предметам «Иностранный язык», «Технология», «Физическая культура» в X-XI классах осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 и более человек. Для изучения родного языка создаются учебные группы на национальных языках, в том числе и на русском как родном, в каждой из которых должно быть не менее 5 учащихся одной национальности. Учебные группы создаваться из параллельных классов, при этом родной язык во всех классах стоит в расписании одновременно (параллельно) одним уроком. Из учащихся разных национальностей, для которых из-за малого количества людей в параллельных 16 классах не могут быть созданы учебные группы, комплектуется группа для изучения предмета русский язык как родной. Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору учащихся из части, формируемой участниками образовательных отношений. Элективные учебные предметы выполняют три основные функции: 1) «надстройки» профильного учебного предмета, когда такой дополнительный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным; 2) развивают содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету; 3) способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека. На изучение элективных учебных предметов в X-XI классах отведено по 1 часу на учебный проект «Индивидуальный проект». В X-XI классах МКОУ «СОШ №3 им. С.А. Джанхуватова» на углубленном уровне изучаются следующие предметы: «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «Биология» и «Химия», так как данные предметы являются востребованными для большинства учащихся сдающих ЕГЭ по данным предметам. Часы части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, используются для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана решением педагогического совета МКОУ «СОШ №3 им. С.А. Джанхуватова» №1 от 30.08.2021г. использованы: 10 класс 11 класс Предмет Индивидуальный проект Русский язык География Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Информатика Физика Химия Биология Индивидуальный проект Русский язык География Экономика Право Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Информатика Физика Химия 17 Количество часов 1 1 1 2 1 2 3 3 1 1 1 1 1 2 1 2 3 Биология 3 30 Итого: Недельный учебный план универсального профиля по ФГОС МКОУ «СОШ №3 им. С.А. Джанхуватова» при шестидневной учебной неделе на 2021-2022 учебный год. Предметная область Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Общественные науки Математика и информатика Естественные науки Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности Итого Учебный предмет Уровень Обязательная часть Русский язык Б Литература Б Родной (аварский, Б кумыкский, русский) язык Родная (аварская, Б кумыкская, русская) литература Иностранный язык Б (английский) Количество часов в неделю X XI Всего класс класс 1 3 1 2 3 1 3 6 2 1 1 2 3 3 6 История или Россия в мире Обществознание Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия Астрономия Физическая культура Б 2 2 4 Б Б 3 4 1 5 4 9 Б Б 1 3 1 3 2 6 Основы безопасности жизнедеятельности Б 1 1 2 23 23 46 18 Формы промежуточ -ной аттестации Письменная проверка Комбиниров анная проверка Письменная проверка Письменная проверка Сдача нормативов Часть, формируемая участниками образовательных отношений Индивидуальный проект ЭК 1 1 Русский язык и Русский язык Б 1 литература Общественные науки Обществознание У 2 География Б 1 1 Математика и Математика: алгебра и У 2 1 информатика начала математического анализа, геометрия Информатика Б 1 1 Физика Б 2 2 Естественные науки Химия У 3 3 Биология У 3 3 Итого 14 14 Всего 37 37 2 1 2 2 3 2 4 6 6 28 74 Письменная проверка 4.1. Текущая и промежуточная аттестация обучающихся 10-11 классов Текущий и промежуточный контроль успеваемости учащихся 11 классов осуществляется в виде отметок по 5-балльной системе. Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ учащимися являются: формы письменной проверки: - домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое. формы устной проверки: - беседа, собеседование, зачет, защита проекта и другое. комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок. Формами проведения годовой письменной аттестации во 10-11 классах являются: контрольная работа, диктант, изложение с разработкой плана его содержания, сочинение или изложение с творческим заданием, тест и др. К устным формам годовой аттестации относятся: защита проекта, реферата, зачет, собеседование, экзамен и другие. При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ учащимися могут использоваться информационно – коммуникационные технологии. Структура промежуточной аттестации в 11 классах определяется Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МКОУ «СОШ №3 им. С.А. Джанхуватова». На уровне среднего общего образования промежуточная аттестация обучающихся проводится по итогам 1 и 2 полугодия освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основной образовательной программы среднего общего образования за полугодие и является обязательной. 19 Годовая отметка для обучающихся 10-11 классов выставляется 1 раз по окончании учебного года. Годовая отметка определяется как среднее арифметическое результатов полугодовых отметок по правилам математического округления. Округление результата проводится в пользу обучающегося. Отметки по предметам выставляются в баллах, по элективным курсам, при выполнении заданий ставится «зачет». Текущий контроль осуществляется в 10-11-х классах по всем предметам учебного плана предусматривает пятибалльное оценивание уровня знаний по предмету. Текущие оценки ежедневно заносятся в журнал. Виды и формы текущего контроля: 2. Устные: – устный ответ на поставленный вопрос; – развернутый ответ по заданной теме; – устное сообщение по избранной теме; 4. Письменные: – письменное выполнение тренировочных упражнений, лабораторных, практических работ; – написание сочинения; – выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, тестов. 5. Выполнение заданий с использованием информационнокоммуникационных технологий: – компьютерное тестирование; – онлайн-тестирование с использованием Интернет-ресурсов или электронных учебников; – выполнение интерактивных заданий. Периодичность текущего контроля определяется учителем в соответствии с образовательной программой предметов, курсов, графиком контрольных и лабораторных работ. Отметка за устный ответ выставляется в ходе урока и заносится в журнал и дневник обучающегося. Отметка за письменную работу заносится учителем в журнал в соответствии с нормативами проверки письменных и контрольных работ. Не допускается выставление неудовлетворительных отметок обучающимся сразу после пропуска занятий по уважительной причине. Обучающимся 10-11-х классов оценки выставляются по полугодиям. Годовая (итоговая) оценка в 10-х классах выставляется с учетом полугодовых оценок, в 11-х классах с учетом результатов ГИА. Промежуточная аттестация осуществляется в конце каждого полугодия в 10 классах. Промежуточная аттестация в переводных классах может проводиться в следующих формах: – итоговая контрольная работа; – переводные письменные и устные экзамены, тестирование. Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся вправе пройти повторную промежуточную аттестацию не более двух раз в течение года. 20 Для проведения промежуточной аттестации во второй раз в школе приказом директора создается комиссия. 5. Промежуточная аттестация обучающихся. Промежуточная аттестация проводится в 5-11 классах в соответствии с «Положением МКОУ «СОШ №3 им. С.А. Джанхуватова» о промежуточной аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости». 6. Объем домашних заданий Объем домашних заданий (по всем предметам) таков, что затраты времени на его выполнение не превышают (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. (СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10.30). Обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий (СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 10.10). 7. Деление классов на группы. Деление классов на группы осуществляется при наполняемости 25 человек. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью: иностранному языку (английскому) во 2-11 классах, технологии в 5-9 классах, физической культуре в 10-11 классах. Деление классов на группы по предмету «родной язык» и «родная литература» осуществляется при наполняемости 5 и более человек. 21